В последний венский вечер, раздумывая над тем, не пойти ли на "I Vespri Siciliani" (было бы знакомство с оперой как видом искусства - и потому не состоялось; странно было бы начинать именно с этого), неожиданно взял билет на "Степного волка" в Burgtheater. Стоячий, но нумерованный. За полторы монеты. Попытка поставить неставимое (как оказалось, это действительно первый и единственный пока в мире профессиональный спектакль по 80-летней уже книге, премьера была в прошлом году).
Поскольку немецкий у меня на нуле, понял я только те части, которые очевидным образом цитировали текст - то есть, примерно первую треть спектакля и самый конец. Они же, с моей точки зрения, и были наиболее хороши. Экспозиция решена в виде пространных бесед Галлера с издателем - то есть, сыном домохозяйки; отрывок трактата читается (на экране, являющемся частью декораций) Пабло: его снимают живой камерой по дороге от Ринга в театр, вплоть до входа в зрительный зал и остановки перед тем самым экраном, на который подается картинка, для дешевого эффекта дурной бесконечности. И Пабло, и Гермина, и тем более Мария даны вначале гораздо более вульгарно, чем мне представлялось - но, возможно, это правильно, они наверняка такими и казались герою, и только в его изложении, уже преломленные через сознание, обрели бóльшую мягкость; первые двое получают равновесные черты, но сильно потом.
Совершенно наглядна ссора с профессором - вместо того, чтобы колупаться как-то с картинкой, женой и неудачным походом в гости, из шуршащего пакета извлечен был бюст Гете с волочащимся электропроводом. Так же просто показано и чудо дрессировки степных волков: актер в наброшенной шкуре поет арию из "Волшебной флейты".
Это из хорошего; а вторая половина как-то совершенно штампованна и, боюсь сказать, отдает любительщиной, как в постановке, так и в актерской игре. Через сцену бегает пес. Туда-сюда. Все танцуют под мигающий свет и грохочущий рок. Ну, "не поддавался материал".
Одна картинка, с их сайта:
"Нет, волчонок, не славу — разве она чего-то стоит?"Да, в некоторый момент Пабло и Гарри бьются друг с другом за мировую культуру - первый глушит джазом, второй призывает с небес Моцарта, а сходятся они на Дэвисе, вот на
этом (музыка к фильму "Лифт на эшафот").